46f3ea3d     

Литаврин Г Г - Как Жили Византийцы



Г. Г. Литаврин
КАК ЖИЛИ ВИЗАНТИЙЦЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия
Глава 1. Социальный строй
Глава 2. Государство
Глава 3. Церковь
Глава 4. Война
Глава 5. Восстания и мятежи
Глава 6. Семья и брак
Глава 7. Воспитание и образование
Глава 8. Византийцы и иностранцы
Глава 9. Праздники, зрелища, развлечения
Примечания
Основная литература
Указатель имен
Указатель терминов
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Приступая к выполнению задачи, поставленной в названии книги, мы должны
предупредить читателя о главных и нелегко преодолимых трудностях, стоящих
перед нами.
Во-первых, немало сторон жизни подданных Византийской империи слабо
отражено в сохранившихся источниках, а сохранившиеся, повествуя о самых разных
слоях населения, не позволяют с необходимой полнотой представить жизнь каждого
из них. Некоего же типичного, абстрактного "византийца" не существовало:
невозможно дать суммарную и точную характеристику деятельности, быта и
помыслов византийского крестьянина и столичного сановника, ремесленника и
купца, рыбака и епископа, матроса и писца, гетеры и игуменьи.
Во-вторых, не вполне определенно употребляемое нами условное понятие
"византийцы", или "ромеи" (т. е. "римляне"), как они сами себя называли. Это
не только греки, но и прочие христианские подданные императора: и славяне, и
армяне, и грузины, и сирийцы. У каждого из этих народов были свои традиции,
только им свойственные формы быта, обычаи и нравы. Иначе говоря, и жили они не
совсем так, как их соседи, принадлежавшие к иным этническим группам.
В-третьих, в византийском обществе, конечно, происходили изменения. В IX
столетии жили все-таки не так, как в XI, а в XI - несколько иначе, чем в XIII.
Как ни медленно текло тогда время, оно несло с собою перемены, исподволь
пронизывающие весь уклад жизни человека, к какой бы социальной среде он ни
принадлежал.
И, наконец, в-четвертых, - что считать главным при рассказе о жизни
византийцев: их экономические, социальные и политические институты,
особенности их быта или же специфику их социальной психологии, общественных
взглядов и представлений, как ни скудны о них свидетельства.
Пытаясь преодолеть первую трудность, мы отказываемся от детальной
характеристики условий жизни мелких социальных прослоек и групп и уделяем
главное внимание основным классам и сословиям византийского общества. Показав
отличия, мы постараемся выявить и общее в жизни византийцев. Как ни разно они
жили, они были современниками.
Что касается второй трудности, то мы считаем вполне закономерной
обобщенную характеристику образа жизни "ромеев" как подданных одной страны и
не рассказываем об особенностях быта других народов, обитавших в ее пределах.
Во-первых, греки составляли все-таки наиболее многочисленную часть населения
империи, во-вторых, все прочие этнические группы Византии испытали серьезное
нивелирующее влияние греко-римской цивилизации.
Третья из названных трудностей особенно серьезна. Принцип историзма мы
вынуждены в какой-то мере, нарушать хотя бы потому, что сведения, освещающие
ту или иную сторону жизни ромеев в каждый отрезок времени, не являются
комплектными: об одной стороне есть яркое свидетельство от XI в., а о другой,
к сожалению, - лишь от XII. Поэтому мы расскажем о центральном периоде
византийской истории (IX-XII вв.), представляющем собой эпоху становления и
торжества в Византии феодализма, наложившего отпечаток на все стороны жизни
ромеев любого класса и сословия.
И наконец, мы отдадим предпочтение экономическим, соц



Назад